Положение о школьной библиотеке

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МКОУ «Большетурышская СОШ»
Протокол № 1 от 31.08.2024 г.

Директор
МКОУ «Большетурышская СОШ»
Ахмадулина Г.С. ________________
Приказ № 152/2 от 01.09.2023

Положение о библиотеке МКОУ «Большетурышская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность библиотеки
«Большетурышская СОШ» (далее – образовательная организация).

МКОУ

1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом
Минкультуры от 08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов,
входящих в состав библиотечного фонда» с учетом письма Минобразования от
23.03.2004
№
14-51-70/13
«О
Примерном
положении
о
библиотеке
общеобразовательного учреждения», Методических рекомендаций ФГБНУ «НПБ им.
К.Д. Ушинского» от 31.05.2017, рекомендаций Минкультуры от 12.09.2017 по работе
библиотек с документами, включенными в федеральный список экстремистских
материалов.
1.3. Библиотека является структурным подразделением образовательной организации,
созданным в целях обеспечения права участников образовательного процесса на
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются настоящим положением о библиотеке и
правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем образовательной
организации.
1.5. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
2. Цели, задачи, функции библиотеки
2.1. Цели библиотеки соответствуют целям образовательной организации и включают в
себя в том числе: формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения содержания основных общеобразовательных программ, их адаптация к жизни
в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
2.2. Задачами библиотеки образовательной организации являются:


обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (законным представителям)








обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов образовательной организации;
воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
привлечение обучающихся к систематическому чтению учебной,
художественной, научно-популярной литературы;
содействие развитию познавательных интересов и способностей обучающихся;
формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической
литературы, информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

2.3. Библиотека выполняет следующие функции:
2.3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательной
организации:








комплектует основной фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами;
участвует в комплектовании специализированного фонда учебниками из числа
входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, и учебными пособиями, допущенными к использованию при
реализации указанных образовательных программ;
аккумулирует фонд документов, создаваемых в образовательной организации
(публикаций и работ педагогов образовательной организации, лучших
научных работ и рефератов учащихся и др.);
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по
профилю образовательной организации.

2.3.2.
Осуществляет
дифференцированное
обслуживание обучающихся:

библиотечно-информационное

предоставляет информационные ресурсы на различных носителях;
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений
и навыков работы с книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности
обучающихся;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности;





содействует педагогическим работникам в организации образовательного
процесса и досуга обучающихся.

2.3.3.
Осуществляет
дифференцированное
обслуживание педагогических работников:

библиотечно-информационное

выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием обучающихся;
 содействует
профессиональной компетенции педагогов, повышению
квалификации, проведению аттестации;
 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций);
 способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры обучающихся, является базой для проведения практических занятий
по работе с информационными ресурсами.


2.3.4.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
 консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.


3. Организация деятельности библиотеки
3.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель
образовательной организации.
3.2. Непосредственное руководство библиотекой осуществляет заведующий
библиотекой, который назначается руководителем образовательной организации.
3.3. Заведующий библиотекой несет ответственность в пределах своей компетенции за
организацию и результаты деятельности библиотеки.
3.4. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет
образовательной организации на утверждение следующие документы:




положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
положение о платных услугах библиотеки;
планово-отчетную документацию.

3.5. В состав библиотеки входит:





абонемент;
читальный зал;
отдел учебников;
отдел информационно-библиографической работы.

руководителю

3.6. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с
планами работы библиотеки и режимом работы образовательной организации.
3.7. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги,
перечень которых определяется уставом образовательной организации.
3.8. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой с учетом режима
работы образовательной организации. Один раз в месяц предусматривается санитарный
день, в который обслуживание пользователей не производится.
4. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда
4.1. Прием документов в фонд библиотеки включает следующие операции:
сверка поступлений с первичным учетным документом (накладная, акт),
включающим список поступивших документов;
 составление первичного учетного документа для поступлений без
сопроводительной документации;
 регистрация поступивших документов в регистрах суммарного, группового и
индивидуального учета (ГОСТ 7.0.93-2015 «Библиотечный фонд. Технология
формирования»).


4.2. При пополнении основного библиотечного фонда необходимо соблюдать
требования Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности». Документы, включенные в Федеральный список
экстремистских материалов (далее – ФСЭМ), опубликованный на официальном сайте
Минюста (http://minjust.ru/ru/extremist-materials), приобретать запрещено, при
выявлении их в фонде – изымать из доступа.
4.3. Учет и обработка документов библиотечного фонда.
4.3.1. Учет и обработка документов основного фонда осуществляется индивидуальным
способом. Сведения о поступивших печатных документах вносятся в «Книгу
суммарного учета документов основного фонда».
Поступившим документам присваивают индивидуальный регистрационный номер
(инвентарный номер или иной знак, принятый в качестве регистрационного номера,
системный номер для электронных документов) и шифр хранения.
Регистрационные номера и шифры отмечают в регистрах индивидуального учета
документов – инвентарной книге, картотеке регистрации газет, журналов, учетной базе
данных.
Все экземпляры принятых изданий штемпелюются. Штемпель с наименованием
образовательной организации должен быть прямоугольной формы, размером не больше
чем 1,5 × 4 см.
Штемпель ставится на обороте титульного листа (при отсутствии титульного листа —
на первой странице текста под заглавием), на 17-й странице под текстом в левом нижнем
углу и на обороте каждого приложения. На брошюрах и журналах штемпель ставится
только на обложке или на первой странице текста.

Состав основного фонда фиксируется в карточном алфавитном каталоге, в электронной
базе данных библиотеки.
4.3.2. Учет и обработка специализированного фонда. Специализированный фонд
учитывается и хранится отдельно от основного библиотечного фонда.
Учет документов специализированного фонда, как многоэкземплярной литературы,
осуществляется групповым способом и отражается в «Книге суммарного учета учебного
фонда» и в картотеке регистрационных карточек.
На каждое наименование документов специализированного фонда заводится отдельная
учетная карточка. Карточки с библиографическим описанием изданий учебников
расставляются в учетную картотеку по классам, а внутри классов – по алфавиту фамилий
авторов или заглавий. Для контроля за сохранностью учетных карточек они
регистрируются в «Журнале регистрации учетных карточек учебников».
Техническая обработка документов предусматривает следующие операции:
проставление на каждом документе штемпеля библиотеки в соответствии с
пунктом 4.3.1 настоящего положения;
 установление средств защиты от утраты (магнитный датчик, радиочип, иной
вид маркировки);
 изготовление и прикрепление к документу паспорта учебника. Паспорт
учебника приклеивается на последней странице учебника. Заполняется при
выдаче читателю.


Учет специализированного фонда предусматривает отражение его состава в справочнобиблиографическом аппарате библиотеки, в том числе в электронной базе данных.
4.4. Выбытие документов библиотечного фонда.
4.4.1. Причины, по которым документ может быть выведен из состава библиотечного
фонда, включают в том числе ветхость, дефектность, устарелость по содержанию,
утрату. Исключение документа из библиотечного фонда проводится на основании
анализа состава библиотечного фонда и результатов его проверки.
4.4.2. Под ветхостью документа понимают результат естественного старения или
физического износа документа.
4.4.3. Под дефектностью документа понимают частичную или полную утрату
эксплуатационных качеств документа в результате внешнего воздействия.
4.4.4. Под устарелостью по содержанию понимают потерю актуальности тематики,
подтверждаемую
отсутствием
спроса
читателей,
невостребованностью
в
перераспределении и реализации.
4.4.5. Под утратой документа понимают его отсутствие в фонде библиотеки по причинам
потери, хищения, бедствий стихийного, техногенного (в том числе хакерской атаки и
невосстановимого сбоя электронного оборудования) или социального характера, по
неустановленной причине.

4.4.6. Процесс исключения документов из фонда библиотеки осуществляется в
соответствии с Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда,
утвержденным приказом Минкультуры от 08.10.2012 № 1077.
4.4.7. Выбытие документов библиотечного фонда производится в результате их
списания комиссией, созданной руководителем образовательной организации.
4.4.8. Утилизация списанных документов библиотечного фонда производится в
соответствии с законодательством РФ.
5. Проверка документов библиотечного фонда
5.1. Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с периодичностью
один раз в пять лет на основании графика проверки, утвержденного заведующим
библиотекой.
5.2. Внеплановая проверка документов библиотечного фонда производится в
обязательном порядке:
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями;
 при реорганизации или ликвидации образовательной организации.



5.3. Проверка фонда на предмет наличия в нем документов, включенных в
ФСЭМ, проводится:



при поступлении новых документов в фонд;
систематически (не реже одного раза в три месяца) путем сверки ФСЭМ со
справочно-библиографическим аппаратом фонда библиотеки.

5.4. По итогам проверки заведующий библиотекой составляет акт, подписывает и хранит
его в библиотеке в течение срока, установленного номенклатурой дел. Если какие-то
документы отсутствуют по неустановленной причине, то к акту прикладывается их
список, в котором фиксируются сведения о количестве документов библиотечного
фонда в наличии и количестве отсутствующих документов, в том числе по
неустановленной причине. В акте также указываются номер и дата акта предыдущей
проверки.
При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и
невозможности установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в
соответствии с действующим законодательством.
5.5. Для проверки библиотечного фонда образовательной организации на предмет
наличия в нем документов, включенных в ФСЭМ, в образовательной организации
создается специальная Комиссия по сверке библиотечного фонда с Федеральным
списком экстремистских материалов, выявлению, изъятию и уничтожению
экстремистских материалов (далее – Комиссия по проверке экстремистских
материалов), которая систематически (не реже одного раза в три месяца) осуществляет
проверку библиотечного фонда образовательной организации на предмет наличия в нем

документов, включенных в ФСЭМ,
библиографическим аппаратом фонда.

путем

сверки

ФСЭМ

со

справочно-

При выявлении документа, включенного в ФСЭМ, на этапе комплектования фонда
указанный документ не подлежит включению в библиотечный фонд образовательной
организации.
В случае выявления документа, включенного в ФСЭМ и уже находящегося в фонде
библиотеки образовательной организации, документ исключается из библиотечного
фонда и подлежит уничтожению.
6. Порядок пользования библиотекой
6.1. Запись обучающихся образовательной организации в библиотеку производится по
списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных
работников образовательной организации, родителей (иных законных представителей)
обучающихся – по паспорту. Перерегистрация пользователей библиотеки производится
ежегодно.
6.2. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
6.3. Порядок пользования абонементом:
6.3.1. Пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более
двух документов одновременно.
6.3.2. Максимальные сроки пользования документами:




учебники, учебные пособия – учебный год;
научно-популярная, познавательная, художественная литература – один месяц;
периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней.

6.3.3. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
6.4. Порядок пользования читальным залом.
6.4.1. Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются.
6.4.2. Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
6.5. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке.
6.5.1. Работа с компьютером участников образовательного процесса производится по
графику, утвержденному руководителем образовательной организации, и в присутствии
сотрудника библиотеки.

6.5.2. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
6.5.3. Пользователь имеет право работать с собственным носителем информации после
предварительного тестирования его работником библиотеки.
6.5.4. По всем вопросам поиска информации в интернете пользователь должен
обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам интернета,
предполагающим оплату.
6.5.5. Работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.
7. Права и обязанности библиотеки
7.1. Работники библиотеки имеют право:








самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе
образовательной организации и положении о библиотеке;
проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
определять источники комплектования информационных ресурсов;
изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией
по учету библиотечного фонда;
участвовать в управлении образовательной организации в порядке,
определяемом уставом;
участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных
ассоциаций или союзов.

7.2. Работники библиотек обязаны:











обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
осуществлять плановые и внеплановые проверки библиотечного фонда,
регулярно осуществлять проверку библиотечного фонда образовательной
организации на предмет наличия в нем документов, включенных в ФСЭМ;
обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, основными образовательными программами
образовательной организации, интересами, потребностями и запросами всех
категорий пользователей;
совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой образовательной организации;



отчитываться в установленном порядке перед руководителем образовательной
организации.

8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи библиотеки имеют право:









получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
продлевать срок пользования документами;
получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
получать консультационную помощь в работе с информацией при пользовании
электронным и иным оборудованием;
участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой.

8.2. Пользователи библиотеки обязаны:













соблюдать правила пользования библиотекой;
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1–4-х классов);
возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в общеобразовательном учреждении.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».