СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МКОУ «Большетурышская СОШ» Протокол № 1 от 31.08.2024 г. Директор МКОУ «Большетурышская СОШ» Ахмадулина Г.С. ________________ Приказ № 152/2 от 01.09.2023 Положение о профориентационной работе в МКОУ «Большетурышская СОШ» 1. Общие положения 1.1. Профориентационная работа в МКОУ «Большетурышская СОШ» (далее – Школа) реализуется в соответствии с Методическими рекомендациями и порядком реализации профминимума, направленными в письме Минпросвещения от 17.08.2023 № ДГ1773/05. 1.2. Профориентационная работа в школе должна основываться на дифференцированном подходе к обучающимся, который учитывает возрастные и психологические особенности школьников, их интересы, ценностные ориентации, жизненные планы, уровень образовательных результатов. 1.3. Профориентационная работа в школе должна оптимально сочетать массовые, групповые и индивидуальные формы. 1.4. Профориентационная работа в школе должна обеспечивать взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. 1.5. Цели профориентационной работы в школе: формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению; активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии; развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях; повышение уровня психологической компетенции обучающихся за счет снабжения их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, раскрытие потребности в самосовершенствовании. 1.6. Задачи профориентационной работы в школе: обеспечить профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом; участие в этой работе педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений; • создать систему квалифицированной и комплексной профориентационной работы с обучающимися; • • • • • • • сформировать у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в соответствии с его интересами, состоянием здоровья и особенностями и с учетом потребности региона в кадрах; формировать у обучающихся профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах; привлечь обучающихся во внеучебное время к различным видам творчества, повышающего его роль в выборе профессии; создать систему профессионального просвещения и консультирования обучающихся; обеспечить дифференцированное обучение школьников для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей; обеспечить использование возможностей психологической службы школы для организации и проведения профориентационной работы. 2. Организация профориентационной работы в школе 2.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с ООП школы. Содержание профориентационной работы описано в рабочей программе воспитания обучающихся, конкретизировано в календарных планах воспитательной работы уровней НОО, ООО и СОО, планах внеурочной деятельности и учебных планах ООО и СОО. 2.2. Профориентационная работа в школе строится по направлениям: профессиональное информирование – ознакомление обучающихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, которым должны соответствовать люди соответствующей профессии, возможностями профессиональноквалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности; • профессиональная консультация – оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного решения о выборе профессионального пути; • профессиональный подбор – представление рекомендаций обучающимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизической и медицинской диагностики; • профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных, профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. • 2.3. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников содержание профориентационной работы в школе дифференцируется по уровням общего образования. 2.3.1. На уровне НОО профориентационная работа направлена: на развитие ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности. • 2.3.2. На уровне ООО профориентационная работа направлена: 2.3.2.1. В 5–7-х классах: на развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности; • формирование образа «Я»; • приобретение первоначального опыта в различных сферах социальнопрофессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре. • Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. 2.3.2.2. В 8–9-х классах: на уточнение образовательного запроса в ходе элективных и факультативных курсов; • групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения. • 2.3.3. На уровне СОО профориентационная работа направлена: на формирование навыков самообразования, саморазвития; определение и формирование профессиональных качеств для работы в интересующих обучающегося профессиональных областях; • коррекцию профессиональных планов; • оценку готовности к избранной профессиональной деятельности. • • 3. Реализация профориентационной работы в школе 3.1. Профориентационная работа реализуется в образовательном процессе школы: через единство всех видов образовательной деятельности обучающихся; взаимодействие с учреждениями среднего и высшего профессионального образования; • взаимодействие с руководителями предприятий (организаций). • • 3.2. Профориентационная работа реализуется на базовом уровне профминимума. 3.3. Профориентационная работа реализуется в форматах: • • • • • внеурочная деятельность «Билет в будущее»; урочная деятельность; взаимодействие с родителями/законными представителями; практико-ориентированный модуль; дополнительное образование. 3.4. Профориентационную работу обеспечивает школьная служба профориентации. В ее состав входят ответственный за профориентацию в школе, педагоги-навигаторы, классные руководители, педагоги-предметники, библиотекарь, педагог-психолог, медицинский работник. 4. Ответственные за профориентационную работу в школе 4.1. Ответственными за профориентационную работу в школе являются заместители директора школы по УВР и ВР. 4.2. Функция ответственного за профориентационную работу – организация и управление профориентационной работой в школе, в том числе: • • • • • • • • поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся на уровне основного и среднего общего образования; планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации; анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся); проведение совещаний педагогических советов и производственных совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального самоопределения старшеклассников; организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; контроль своевременного повышения компетентности в области самоопределения обучающихся классными руководителями; учителями, преподающими на уровне начального общего образования; педагогамипредметниками; школьным психологом; библиотекарем; контроль деятельности классных руководителей, воспитателей, педагоговпредметников, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения обучающихся; контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы, элективные курсы, исследовательские проекты). 5. Педагоги-навигаторы 5.1. Педагог-навигатор – специалист, непосредственно осуществляющий педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей реализации их индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий. 5.2. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагогические работники основного и среднего общего образования, дополнительного образования. 5.3. Педагог-навигатор должен пройти обучение по специализированной программе ДПО в общем объеме не менее 36 академических часов. Программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций по формированию осознанности и ГПС у обучающихся 6–11-х классов. 5.4. Педагог-навигатор непосредственно сопровождает профориентационные мероприятия в школе. 5.6. Педагог-навигатор формирует списки участников проекта «Билет в будущее», собирает согласия с родителей обучающихся для участия в проекте, проводит всероссийские профориентационные онлайн-уроки, комплексные онлайн-диагностики и групповые консультации, организует и сопровождает обучающихся на мероприятия профессионального выбора в регионе, собирает и передает отчетную документацию. 5. Классные руководители 5.1. Классный руководитель, опираясь на основную образовательную программу в части рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы соответствующего уровня образования, составляет план педагогической поддержки самоопределения обучающихся конкретного класса. 5.2. В плане следует отразить разнообразные формы и виды профориентационной работы с учениками: • • • • • • • индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся: данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика (портфолио); помощь обучающимся в выборе образовательной траектории: определении профильного обучения и профессионального становления, анализе достижений, формировании портфолио; организация посещения обучающимися дней открытых дверей в высших учебных заведениях и организациях среднего профессионального образования; организация тематических и комплексных экскурсий класса на предприятия; помощь школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения; встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами высших учебных заведений и обучающимися организаций среднего профессионального образования; • родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. 6. Педагоги-предметники Педагоги-предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу по следующим направлениям: • • • • • • • • • • показывают обучающимся роль труда в жизни человека; привлекают обучающихся к выполнению трудовых дел; организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в учреждения и предприятия; вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской); знакомят обучающихся с миром профессий; способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т. д.; обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей обучающихся; адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса, особенностей обучающихся. 7. Библиотекарь Библиотекарь ведет профориентационную работу через следующие виды деятельности: • • • • • регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т. д.). 8. Педагог-психолог Педагог-психолог ведет профориентационную работу через следующие виды деятельности: • • • • • • • • • изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся; осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования обучающихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся; осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии; консультирует обучающихся с учетом их возрастных особенностей; организует выступления родителей обучающихся перед учениками с информацией о своей профессии; выявляет особенности детей с целью оказания помощи обучающимся и педагогам; помогает обучающимся объективно оценить их интересы и склонности; создает базу данных по профессиональной диагностике. 9. Медицинский работник Медицинский работник ведет профориентационную работу через следующие виды деятельности: способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; • проводит с обучающимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; • проводит консультации для обучающихся и их родителей о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека. • 10. Документация по профориентационной работе Основными документами, регулирующими профориентацию обучающихся в образовательной организации, являются: • • настоящее положение о профориентационной работе; ООП НОО, ООО, СОО, в том числе рабочая программа воспитания и календарные планы воспитательной работы по уровням образования план профориентационной работы школы.