Положение о профориентационной работе

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МКОУ «Большетурышская СОШ»
Протокол № 1 от 31.08.2024 г.

Директор
МКОУ «Большетурышская СОШ»
Ахмадулина Г.С. ________________
Приказ № 152/2 от 01.09.2023

Положение о профориентационной работе в МКОУ «Большетурышская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Профориентационная работа в МКОУ «Большетурышская СОШ» (далее – Школа)
реализуется в соответствии с Методическими рекомендациями и порядком реализации
профминимума, направленными в письме Минпросвещения от 17.08.2023 № ДГ1773/05.
1.2. Профориентационная работа в школе должна основываться на
дифференцированном подходе к обучающимся, который учитывает возрастные и
психологические особенности школьников, их интересы, ценностные ориентации,
жизненные планы, уровень образовательных результатов.
1.3. Профориентационная работа в школе должна оптимально сочетать массовые,
групповые и индивидуальные формы.
1.4. Профориентационная работа в школе должна обеспечивать взаимосвязь школы,
семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи,
службы занятости, общественных молодежных организаций.
1.5. Цели профориентационной работы в школе: формирование готовности
школьников к профессиональному самоопределению; активизация процесса
профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о
мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому
себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к
реализации себя в будущей профессии; развитие способностей к профессиональной
адаптации в современных социально-экономических условиях; повышение уровня
психологической компетенции обучающихся за счет снабжения их соответствующими
знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, раскрытие потребности в
самосовершенствовании.
1.6. Задачи профориентационной работы в школе:
обеспечить профориентационную направленность учебных программ,
пособий и учебно-воспитательного процесса в целом; участие в этой работе
педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов
соответствующих организаций и учреждений;
• создать систему квалифицированной и комплексной профориентационной
работы с обучающимися;
•

•

•

•
•
•
•

сформировать у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в
соответствии с его интересами, состоянием здоровья и особенностями и с
учетом потребности региона в кадрах;
формировать у обучающихся профессиональные намерения на основе
комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных
психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также
потребностей региона в кадрах;
привлечь обучающихся во внеучебное время к различным видам творчества,
повышающего его роль в выборе профессии;
создать систему профессионального просвещения и консультирования
обучающихся;
обеспечить дифференцированное обучение школьников для более полного
раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
обеспечить использование возможностей психологической службы школы для
организации и проведения профориентационной работы.

2. Организация профориентационной работы в школе
2.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с ООП школы.
Содержание профориентационной работы описано в рабочей программе воспитания
обучающихся, конкретизировано в календарных планах воспитательной
работы уровней НОО, ООО и СОО, планах внеурочной деятельности и учебных
планах ООО и СОО.
2.2. Профориентационная работа в школе строится по направлениям:
профессиональное информирование – ознакомление обучающихся с
современными видами производства, состоянием рынка труда,
потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах,
содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и
условиями их освоения, требованиями, которым должны соответствовать
люди соответствующей профессии, возможностями профессиональноквалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой
деятельности;
• профессиональная консультация – оказание помощи обучающимся в
профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного
решения о выборе профессионального пути;
• профессиональный подбор – представление рекомендаций обучающимся о
возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее
соответствующих их психологическим, психофизическим, физиологическим
особенностям, на основе результатов психологической, психофизической и
медицинской диагностики;
• профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер,
способствующих профессиональному становлению работника,
формированию у него соответствующих социальных, профессиональных
качеств, установок и потребностей к активному творческому труду,
достижению высшего уровня профессионализма.
•

2.3. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников содержание
профориентационной работы в школе дифференцируется по уровням общего
образования.
2.3.1. На уровне НОО профориентационная работа направлена:
на развитие ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни
человека и в обществе;
• развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на
участии детей в различных видах деятельности.
•

2.3.2. На уровне ООО профориентационная работа направлена:
2.3.2.1. В 5–7-х классах:
на развитие у школьников личностного интереса к профессиональной
деятельности;
• формирование образа «Я»;
• приобретение первоначального опыта в различных сферах социальнопрофессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском
хозяйстве, экономике, культуре.
•

Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые
позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями,
предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
2.3.2.2. В 8–9-х классах:
на уточнение образовательного запроса в ходе элективных и факультативных
курсов;
• групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в
выборе профиля обучения.
•

2.3.3. На уровне СОО профориентационная работа направлена:
на формирование навыков самообразования, саморазвития;
определение и формирование профессиональных качеств для работы в
интересующих обучающегося профессиональных областях;
• коррекцию профессиональных планов;
• оценку готовности к избранной профессиональной деятельности.
•
•

3. Реализация профориентационной работы в школе
3.1. Профориентационная работа реализуется в образовательном процессе школы:
через единство всех видов образовательной деятельности обучающихся;
взаимодействие с учреждениями среднего и высшего профессионального
образования;
• взаимодействие с руководителями предприятий (организаций).
•
•

3.2. Профориентационная работа реализуется на базовом уровне профминимума.
3.3. Профориентационная работа реализуется в форматах:
•
•
•
•
•

внеурочная деятельность «Билет в будущее»;
урочная деятельность;
взаимодействие с родителями/законными представителями;
практико-ориентированный модуль;
дополнительное образование.

3.4. Профориентационную работу обеспечивает школьная служба профориентации. В
ее состав входят ответственный за профориентацию в школе, педагоги-навигаторы,
классные руководители, педагоги-предметники, библиотекарь, педагог-психолог,
медицинский работник.
4. Ответственные за профориентационную работу в школе
4.1. Ответственными за профориентационную работу в школе являются заместители
директора школы по УВР и ВР.
4.2. Функция ответственного за профориентационную работу – организация и
управление профориентационной работой в школе, в том числе:
•

•

•

•

•
•

•

•

поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на
самоопределение обучающихся на уровне основного и среднего общего
образования;
планирование работы педагогического коллектива по формированию
готовности обучающихся к профильному и профессиональному
самоопределению в соответствии с основной образовательной программой
образовательной организации;
анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному
направлению (консультации учителей-предметников, классных
руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы,
направленной на самоопределение обучающихся);
проведение совещаний педагогических советов и производственных
совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального
самоопределения старшеклассников;
организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного
уровня;
контроль своевременного повышения компетентности в области
самоопределения обучающихся классными руководителями; учителями,
преподающими на уровне начального общего образования; педагогамипредметниками; школьным психологом; библиотекарем;
контроль деятельности классных руководителей, воспитателей, педагоговпредметников, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря по
проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения
обучающихся;
контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной подготовки и
профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы, элективные
курсы, исследовательские проекты).

5. Педагоги-навигаторы
5.1. Педагог-навигатор – специалист, непосредственно осуществляющий
педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей
реализации их индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий.
5.2. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагогические работники
основного и среднего общего образования, дополнительного образования.
5.3. Педагог-навигатор должен пройти обучение по специализированной программе
ДПО в общем объеме не менее 36 академических часов. Программа направлена на
совершенствование профессиональных компетенций по формированию осознанности
и ГПС у обучающихся 6–11-х классов.
5.4. Педагог-навигатор непосредственно сопровождает профориентационные
мероприятия в школе.
5.6. Педагог-навигатор формирует списки участников проекта «Билет в будущее»,
собирает согласия с родителей обучающихся для участия в проекте, проводит
всероссийские профориентационные онлайн-уроки, комплексные онлайн-диагностики
и групповые консультации, организует и сопровождает обучающихся на мероприятия
профессионального выбора в регионе, собирает и передает отчетную документацию.
5. Классные руководители
5.1. Классный руководитель, опираясь на основную образовательную программу в
части рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
соответствующего уровня образования, составляет план педагогической поддержки
самоопределения обучающихся конкретного класса.
5.2. В плане следует отразить разнообразные формы и виды профориентационной
работы с учениками:
•
•

•

•

•
•
•

индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты,
конференции;
психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся: данные
наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика
(портфолио);
помощь обучающимся в выборе образовательной траектории: определении
профильного обучения и профессионального становления, анализе
достижений, формировании портфолио;
организация посещения обучающимися дней открытых дверей в высших
учебных заведениях и организациях среднего профессионального
образования;
организация тематических и комплексных экскурсий класса на предприятия;
помощь школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся и
их родителей по проблеме самоопределения;
встречи обучающихся с выпускниками школы – студентами высших учебных
заведений и обучающимися организаций среднего профессионального
образования;

•

родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности
обучающихся к профессиональному самоопределению.

6. Педагоги-предметники
Педагоги-предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу
по следующим направлениям:
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

показывают обучающимся роль труда в жизни человека;
привлекают обучающихся к выполнению трудовых дел;
организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в
учреждения и предприятия;
вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной
деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);
знакомят обучающихся с миром профессий;
способствуют развитию познавательного интереса и творческой
направленности личности школьников, используя разнообразные методы и
средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы,
конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы
стенных газет, домашние сочинения и т. д.;
обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у
обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей
обучающихся;
адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса,
особенностей обучающихся.

7. Библиотекарь
Библиотекарь ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
•

•
•
•

•

регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь
выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по
профориентационной работе;
изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу,
помогающую в выборе профессии;
организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты на темы
выбора профессии;
накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы,
справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие
вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты,
программы, описания профессий);
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и
отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.
д.).

8. Педагог-психолог

Педагог-психолог ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
•
•

•
•
•
•
•
•
•

изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся;
осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профильному и
профессиональному самоопределению путем анкетирования обучающихся и
их родителей;
проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся;
осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему
выбора профессии;
консультирует обучающихся с учетом их возрастных особенностей;
организует выступления родителей обучающихся перед учениками с
информацией о своей профессии;
выявляет особенности детей с целью оказания помощи обучающимся и
педагогам;
помогает обучающимся объективно оценить их интересы и склонности;
создает базу данных по профессиональной диагностике.

9. Медицинский работник
Медицинский работник ведет профориентационную работу через следующие виды
деятельности:
способствует формированию у школьников установки на здоровый образ
жизни;
• проводит с обучающимися беседы о взаимосвязи успешности
профессиональной карьеры и здоровья человека;
• проводит консультации для обучающихся и их родителей о влиянии той или
иной профессии на состояние здоровья человека.
•

10. Документация по профориентационной работе
Основными документами, регулирующими профориентацию обучающихся в
образовательной организации, являются:
•
•

настоящее положение о профориентационной работе;
ООП НОО, ООО, СОО, в том числе рабочая программа воспитания и
календарные планы воспитательной работы по уровням образования план
профориентационной работы школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».