Положение о классном руководстве

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МКОУ «Большетурышская СОШ»
Протокол № 1 от 31.08.2024 г.

Директор
МКОУ «Большетурышская СОШ»
Ахмадулина Г.С. ________________
Приказ № 152/2 от 01.09.2023

Положение о классном руководстве в МКОУ «Большетурышская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение) регламентирует
работу классного руководителя в МКОУ «Большетурышская СОШ» (далее – Школа).
1.2. Положение разработано в соответствии:
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в
сфере образования, по организации работы педагогических работников,
осуществляющих
классное
руководство
в
общеобразовательных
организациях;
• приказом Минпросвещения от 21.07.2022 № 582 «Об утверждении перечня
документации, подготовка которой осуществляется педагогическими
работниками при реализации основных общеобразовательных программ»;
• уставом МКОУ «Большетурышская СОШ»;
• рабочей программой воспитания МКОУ «Большетурышская СОШ».
1.3. Классными руководителями являются педагогические работники в Школе, которым
предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации».
•

1.4. Классное руководство распределяется администрацией Школы, закрепляется за
работником с его согласия, исходя из интересов Школы с учетом педагогического
опыта, мастерства, индивидуальных особенностей.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и
содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида
дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник
принимает на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего
юридического оформления.
1.6. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником
должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
1.7. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется:

•
•
•
•
•
•
•
•

•

•
•
•
•

Конституцией Российской Федерации;
Семейным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
ФГОС
начального
общего
образования,
утвержденного приказом
Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 17.12.2010 № 1897;
ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 17.05.2012 № 413;
приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении
Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и
иных работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность».

1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией Школы, органами школьного и классного ученического
самоуправления, родителями (законными представителями), классным родительским
советом, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного
образования и кураторами направлений.
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются
базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности
обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации от
07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года» и распоряжении Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
2.2. Цели работы классного руководителя:
•

формирование и развитие личности в соответствии с семейными и
общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

2.3. Принципы организации работы классного руководителя при решении социальнозначимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся:
•
•
•
•
•
•
•
•

опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации,
исторические и национально-культурные традиции;
организация социально открытого пространства духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России;
нравственный пример педагогического работника;
социальная востребованность воспитания;
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности
воспитания;
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка,
в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества,
государства, образовательных и научных организаций).

2.4. Задачи деятельности классного руководителя:
•

•

•

•

•

создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем
гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения
обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах
взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и
социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли,
насилия, проявления жестокости;
формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного
развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских
традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к
негативным явлениям окружающей социальной действительности, в
частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым
сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред
здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию
жизни человека и др.;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток
пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй
мировой войны;
формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в
условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной
позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских
общественных движений, творческих и научных сообществ.

2.5. Условия успешного решения классным руководителем обозначенных задач:
•

выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов
духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на
основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения

•

•

•

•

успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития
педагогической компетентности;
реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации
обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического
партнерства;
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической
компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей,
методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих
информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка
семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию
ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка
в области образования посредством взаимодействия с членами
педагогического коллектива Школы, органами социальной защиты, охраны
правопорядка и т. д.;
участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.

2.6. В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная
части. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному
руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению
базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации
обучающихся. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется
в зависимости от контекстных условий Школы.
2.7.1. Инвариантная часть содержит следующие блоки:
2.7.1.1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации
обучающихся в классе, включая:
•

•
•

•

•

содействие повышению дисциплинированности и академической успешности
каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля
посещаемости и успеваемости;
обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по
приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
содействие успешной социализации обучающихся путем организации
мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них
опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с
использованием
возможностей
волонтерского
движения,
детских
общественных движений, творческих и научных сообществ;
осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на
основе изучения его психофизиологических особенностей, социальнобытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации
развития ребенка в семье;
выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных
трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных;

•
•
•
•

•
•

выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в
психологической помощи;
профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,
употребления вредных для здоровья веществ;
формирование навыков информационной безопасности;
содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными
результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных
интересов;
поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их
способностей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в
том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.

2.7.1.2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с
классом как социальной группой, включая:
•
•

•

•

•
•

изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе,
формирование благоприятного психологического климата, толерантности и
навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу
жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности
за будущее страны, признанию ценности достижений и самореализации в
учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия
обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в
реализацию социальных и образовательных проектов;
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений,
создающих угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся;
профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том
числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском
коллективе.

2.7.1.3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в
интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к
воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития
личности каждого ребенка;
• регулярное информирование родителей (законных представителей) об
особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного
года, основных содержательных и организационных изменениях, о
внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;
• координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных
отношений;
• содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания
•

консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного
развития детей.
2.7.1.4. Осуществление воспитательной
педагогическим коллективом, включая:
•

•

•

•

•

•
•

деятельности

во

взаимодействии

с

взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки
единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и
воспитанию;
взаимодействие с администрацией Школы и учителями учебных предметов по
вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности
обучающихся и класса в целом;
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами
дополнительного образования по вопросам изучения личностных
особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса,
построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
взаимодействие с учителями, преподающими учебные предметы, и педагогами
дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в
различные
формы
деятельности:
интеллектуально-познавательную,
творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую,
физкультурно-спортивную, игровую и др.;
взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем,
педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам
вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности,
организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией Школы по
вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками Школы
(социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью
организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной
жизненной ситуации.

2.7.1.5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами, включая:
участие в организации работы, способствующей профессиональному
самоопределению обучающихся;
• участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и
социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства
с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования
детей, научных и образовательных организаций;
• участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска,
находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников
социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы
здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта,
профессионального образования, бизнеса.
•

2.8. Вариативная часть отражает специфику Школы и включает в себя:

2.8.1. Участие в мероприятиях, проводимых Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников»
в соответствии с рабочей программой воспитания Школы и календарным планом
воспитательной работы уровня образования.
2.8.2. Участие в общешкольной акции «Самый классный класс» в соответствии с
рабочей программой воспитания Школы и календарным планом воспитательной работы
уровня образования.
3. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:
•

•

•

•
•
•

•

•
•

•

•

самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы
работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной
деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на
основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий
деятельности;
вносить на рассмотрение администрации Школы, педагогического совета,
органов
государственно-общественного
управления
предложения,
касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий
воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени
обучающихся
класса,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов Школы в
части организации воспитательной деятельности в Школе и осуществления
контроля ее качества и эффективности;
самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в
воспитательных мероприятиях;
использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру Школы
при проведении мероприятий с классом;
получать своевременную методическую, материально-техническую и иную
помощь от руководства и органов государственно-общественного управления
Школы для реализации задач по классному руководству;
приглашать
в
Школу
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с
осуществлением классного руководства;
давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке
и проведении воспитательных мероприятий;
посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по
согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными
обучающимися и с коллективом обучающихся класса;
защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в
случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации
Школы, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, других педагогических работников;
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и
методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным
руководством.

4. Организация деятельности классного руководителя
4.1. Классный руководитель ежедневно:
определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся;
выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую
работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий;
• организует и контролирует дежурство учащихся по Школе;
• организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том
числе в случае возникновения девиации в их поведении.
•
•

4.2. Классный руководитель еженедельно:
•
•
•
•
•

проверяет и отмечает в электронном журнале причины пропусков учащимися
занятий;
проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом
воспитательной работы и утвержденным расписанием;
организует работу с родителями;
проводит работу с учителями-предметниками и педагогами дополнительного
образования, работающими в классе;
анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным
обучающимся.

4.3. Классный руководитель ежемесячно:
•
•
•

посещает уроки в своем классе (согласно графику);
получает консультации у психологической службы и отдельных учителей;
организует работу классного актива.

4.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
оформляет и заполняет электронный журнал;
участвует в работе методического объединения классных руководителей;
проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть,
состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
• проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
• проводит классное родительское собрание;
• предоставляет
заместителю
директора
по
учебно-воспитательной
работе информацию об успеваемости учащихся класса за четверть, учебный
год.
•
•
•

4.5. Классный руководитель ежегодно:
составляет план воспитательной работы в классе по утвержденной форме
(приложение);
• анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень
воспитанности учащихся в течение года.
•

4.6. В целях обеспечения четкой организации деятельности Школы проведение
досуговых мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек), не

предусмотренных календарными планами воспитательной работы Школы и годовым
планом классного руководителя, не допускается.
4.7. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
4.8. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных
мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения
мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях
обязательно.
4.9. При проведении внеклассных мероприятий в Школе и вне Школы классный
руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить
сопровождение обучающихся в расчете один человек на 10 учащихся. О проведении
внеклассных мероприятий в Школе и вне Школы классный руководитель в письменном
виде уведомляет администрацию Школы не менее чем за три дня до мероприятия.
4.10. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы
работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и
др.).
•

5. Документация классного руководителя
Классный руководитель ведет следующую документацию:
электронный журнал класса;
рабочую программу курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»;
журнал внеурочной деятельности;
план воспитательной работы в классе (на основе рабочей программы
воспитания Школы и календарного плана воспитательной работы уровня
образования).
Форма плана
воспитательной
работы
определяется
администрацией Школы;
• характеристики на обучающихся (по запросу).
•
•
•
•

6. Оценка эффективности деятельности классного руководителя
6.1. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным
руководством, относятся:
комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений,
обозначенных в нормативных документах;
• адресность как степень учета в воспитательном процессе возрастных и
личностных особенностей детей, характеристик класса;
• инновационность как степень использования новой по содержанию и формам
подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся,
•

интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе интернетресурсов, сетевых сообществ, блогов и т. д.;
• системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач
разных субъектов воспитательного процесса.
6.2. Оценка эффективности происходит один раз в год в результате проведения
экспертизы. Экспертизу проводит комиссия, члены которой назначаются директором
Школы.
6.3. Экспертное оценивание происходит по следующим критериям:
сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина
России;
• сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в
отношении системы ценностей гражданина России;
• наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
•

6.4. Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству
являются основой для поощрения классных руководителей.
7. Механизмы стимулирования классных руководителей
7.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и
является обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия
этого дополнительного вида деятельности.
7.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:
7.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных
условий деятельности для осуществления классного руководства, включая:
создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов
воспитательной деятельности между собой и администрацией Школы;
• создание системы наставничества и организацию методического объединения
педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
• организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом
дополнительных задач по классному руководству.
•

7.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию решений,
участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и создание
условий для профессионального развития и роста, включая:
наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического
объединения педагогических работников, осуществляющих классное
руководство;
• предоставление возможности участия в конкурсах профессионального
мастерства с целью развития личностной и профессиональной
самореализации;
•

•

предоставление возможности повышения квалификации, участия в
стажировках, вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного
характера.

7.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных
механизмов создания благоприятного психологического климата в педагогическом
коллективе, в том числе с учетом интересов всех педагогических работников,
осуществляющих классное руководство, включая:
создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций
между участниками образовательных отношений;
• организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки
и восстановления в Школе или вне ее для профилактики профессионального
выгорания в связи с осуществлением педагогическими работниками классного
руководства.
•

7.2.4. Моральное стимулирование педагогических работников, обеспечивающее
удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации
Школы, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и
социума с использованием всех форм поощрения деятельности по классному
руководству, включая:
•

•

•
•

•

публичное признание результатов труда педагогических работников,
осуществляющих классное руководство, в виде благодарности с занесением в
трудовую книжку, награждения почетными грамотами и благодарственными
письмами различного уровня, выдачи статусных знаков отличия, размещения
их фотопортретов с аннотациями на доске почета;
размещение информации об успехах социально-значимой деятельности
педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и
на официальном сайте Школы;
информирование родительской общественности о достижениях, связанных с
осуществлением педагогическими работниками классного руководства;
организацию исполнительными органами государственной власти и органами
местного самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических
работников, осуществляющих классное руководство;
учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград для
педагогических работников, осуществляющих классное руководство:
нагрудного знака, почетного звания, региональных премий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».