СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МКОУ «Большетурышская СОШ» Протокол № 1 от 31.08.2024 г. Директор МКОУ «Большетурышская СОШ» Ахмадулина Г.С. ________________ Приказ № 152/2 от 01.09.2023 Положение о дежурстве учащихся МКОУ «Большетурышская СОШ» 1. Общие положения 1.1. Положение о дежурстве учащихся МКОУ «Большетурышская СОШ» (далее – Положение) регламентирует организацию трудового воспитания учащихся в МКОУ «Большетурышская СОШ» (далее – школа), в том числе порядок их привлечения к труду (дежурству), как предусмотренному, так и не предусмотренному образовательной программой. 1.2. Положение разработано на основе части 5 статьи 12, части 2 статьи 28, пункта 6 части 3 статьи 28, части 4 статьи 34, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письма Минобрнауки от 30.03.2017 № 08-621. 1.3. Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, добросовестного отношения к работе, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов. 1.4. Функциями трудового воспитания являются: обучающая – овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда; • развивающая – обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоциональноволевое, социальное развитие; • воспитательная – правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность. • 1.5. Задачами трудового воспитания являются: формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; • развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике; • воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности. • 2. Организация трудового воспитания 2.1. Трудовое воспитание в школе организуется в рамках основных образовательных программ общего образования, включающих рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы, в том числе через: • • • • • организацию дежурств, субботников, проектных групп, направленных на выполнение определенной работы; создание и поддержание трудовых традиций в школе; индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности; проведение ярмарок, конкурсов, проектов, трудовых десантов и т. д.; проведение профессиональных проб. 2.2. Учащиеся могут привлекаться к труду, не предусмотренному основными образовательными программами общего образования, в порядке, определенном Положением. 2.3. Механизмы организации трудового воспитания в школе: • • • • • • включение в основные общеобразовательные программы мероприятий, направленных на формирование трудолюбия, уважительного отношения к труду, его результатам и др. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования; реализация дополнительных общеобразовательных программ – развитие познавательного интереса к знаниям, потребностей в творческом труде, стремления применять знания на практике; совершенствование учебно-методического обеспечения; обновление кабинетов труда, внедрение моделей взаимодействия школы с организациями профессионального образования и потенциальными работодателями, заинтересованными в перспективных кадрах; создание системы профессиональной ориентации – профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная проба, профессиональная адаптация; формирование основ экономической культуры школьников через активные формы проведения занятий и творческих работ (дежурства, деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т. д.). 3. Привлечение учащихся к дежурствам 3.1. Учащиеся привлекаются к дежурствам, которые предусмотрены основными образовательными программами общего образования, в том числе рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы школы. 3.2. Учащиеся привлекаются к дежурствам и другим видам труда, не предусмотренным основными образовательными программами общего образования, в том числе рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы школы, только при наличии договора (для учащихся, достигших 16 лет), или согласия родителей (законных представителей) (для учащихся, не достигших 16 лет), или согласия самого совершеннолетнего учащегося. 3.3. Согласие на привлечение к труду оформляется в письменной форме по образцу, указанному в приложении к Положению. 3.4. Привлечение совершеннолетних учащихся без их согласия и несовершеннолетних учащихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду запрещается. 4. Порядок организации дежурств учащихся 4.1. Дежурство каждого учащегося по классу проводится не чаще одного раза в месяц, дежурство по школе (в том числе в столовой) не чаще одного раза в учебную четверть. 4.2. Продолжительность дежурства: • • для учащихся 5–9-х классов – не более 20 минут; обучающихся 10–11-х классов – не более 30 минут. 4.3. В 5–11-х классах дежурства организует классный руководитель. 4.4. График дежурств определяют классные руководители по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе. График дежурств может корректироваться с учетом занятости учащихся. 4.5. Школа организует дежурства учащихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, санитарными нормами и правилами. 5. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду 5.1. Отказ совершеннолетнего учащегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося от привлечения к труду (в том числе дежурствам), не предусмотренному образовательной программой, оформляется в письменном виде и фиксируется подписью совершеннолетнего учащегося или одного из родителей (законного представителя) несовершеннолетнего учащегося. 5.2. Школа не предоставляет преимуществ в процессе реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования учащимся, выразившим согласие на участие в труде. 5.3. Недопустимо учитывать отказ учащегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего учащегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой: при выставлении отметок текущей, промежуточной и итоговой аттестации; при принятии решения о награждении обучающегося похвальным листом, похвальной грамотой. 5.4. За отказ совершеннолетнего учащегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего учащегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, к учащемуся не могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Минобрнауки от 15.3.2013 № 185, а также меры педагогического воздействия. Приложение к Положению о дежурстве учащихся МКОУ «Большетурышская СОШ» СОГЛАСИЕ на привлечение к труду Я, __________________________________________________________________________, в целях формирования трудовых навыков и сознательного отношения к труду даю согласие на привлечение моего ребенка____________________________________________________________________ _____________________________________________________, учащегося _____ класса, к труду, не предусмотренному ООП ООО. МКОУ «Большетурышская СОШ»обязуется следить за тем, чтобы труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда под присмотром ответственных лиц из числа работников школы. Настоящее согласие вступает в силу со дня его подписания и действует в течение всего периода обучения в МКОУ «Большетурышская СОШ». Дата Подпись (расшифровка)